воскресенье, 10 февраля 2013 г.

картинки с кинтавром

В 1761 году Батони помогает А.Р. Менгсу в работе над росписями виллы кардинала Альбани в Риме, где немецкий художник создал одно из программных произведений нового стиля фреску Парнас. При всей духовной близости Менгсу круг привязанностей Батони в мире классики более значителен и не выглядит столь дидактично и сухо. Как у подлинного художника итальянской школы, разнообразнее и его живописная палитра, что особенно проявилось в п

Святое Семейство. 1777

Одним из первых Батони использовал мотив «conclamatio» (оплакивания), заимствованный им с рельефа античного саркофага. Сцена «Геракл на распутье», часто варьируемая художником впоследствии, также стала одной из популярных тем у мастеров неоклассицизма. Она получила название «образец доблести» (exemplum virtutis) как пример предпочтения верности долгу, что было сопряжено с гражданскими идеалами века Просвещения. В духе сцен «exemplum virtutis» Батони пишет картины на сюжеты из Плутарха, римской истории Тита Ливия ("Бегство из Трои", 1756, Турин, Галерея Сабауда). Полотно Ж.Л. Давида Клятва Горациев, увиденное в Риме, вызвало восхищение Батони. Именно Давида, воплотившего мечту художника о «героическом классицизме», Батони сделал наследником своей палитры.

Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком. 1765

Отсутствие барочного пафоса, динамики в позах, ясность композиции, конкретность трактовки интерьерного пространства характерно и для полотен на мифологические и исторические сюжеты. В картинах из Уффици на сюжеты из истории Ахилла ("Воспитание Ахилла кентавром Хироном", 1746; "Ахилл среди дочерей Ликомеда", 1746) Батони обращается к манере венецианских мастеров мягкой сплавленности мазков красного, коричневого, желтого, рождающей золотистый колорит. Торжественная гармония присуща композициям этих больших полотен со «скульптурными» фигурами, заполняющими все пространство. Дух импровизации, свойственный художнику века Просвещения, сочетается со строгой «цитатностью»: сцена с изображением Ахилла и кентавра Хирона изображена под влиянием помпеянской фрески, но с некоторыми изменениями в позе Ахилла.

Ахилл среди дочерей Ликомеда. 1746

Воспитание Ахилла кентавром Хироном. 1746

Античность стала важнейшим источником вдохновения для художника в Риме. В отличие от барочной аллегории, в которой античные мотивы подчинены в большей степени пафосу, чем рассудочности, или от рокайльной аллегории, строящейся по законам декоративной живописи, аллегории Батони, как, например, полотно "Сластолюбие" (1747, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), рассудочны, и моральный аспект играет в них доминирующую роль. В них часто присутствует «цитатность», так как фигуры имеют прототипы в античной пластике.

Время приказывает Старости уничтожить Красоту. 1747

В известной картине, предназначавшейся для собора Святого Петра, «Падение Симона Мага» (1746 1755, Рим, церковь Санта Мария дельи Анджели), в попытке передать размах происходившего действия с большим количеством фигур в изображении иллюзорного пространства ощутима определенная рассудочность. В большом алтарном образе чувствуется дух трансформирующегося барокко, утрачивающего свой прямолинейный пафос в изображении духовных откровений, абстрагированных христианских представлений и обращенного к более конкретному иллюстрированию событий, передаче внутренней наполненности чувством.

Свои первые произведения художник создает в 1730 1740-е годы. В полотнах «Святой Филиппо Нери, поклоняющийся Мадонне» для капеллы Паллавичини во Фраскати (1733, частное собрание) и «Стигматизация Святой Екатерины Сиенской для церкви Святой Екатерины в луке» (1743, Лукка, Городская пинакотека) в скульптурности форм и ярких насыщенных тонах сказалось влияние учителей. Легкая меланхолия и томность в облике фигур у Батони никогда не переходят в слащавость, как в работах его главного соперника в Риме, венецианца Ф. Тревизани. Влияние Рафаэля проявилось в ранних Святых Семействах Батони, к написанию которых он обращался на протяжении всего творчества. Современники отмечали в них «возвышенное исполнение», которое было неотъемлемой чертой метода художника-неоклассициста, всегда искавшего пути гармоничного соединения черт натуры и идеала. Последним, по словам Батони, для него были «Рафаэль и античность».

Святой Иоганн Непомук перед Мадонной. Ок. 1743

Родившийся в Тоскане, Батони в 1727 году приехал в Рим из Лукки и провел здесь почти пятьдесят лет. Он быстро завоевал положение лидера. Молодой художник сам избрал себе учителей в лице А. Мазуччи (последователя известного римского живописца К. Маратти), а затем ломбардца Ф. Фердинанди, известного в Риме как Ф. Империали. Уже в 1740-е годы Батони стал работать самостоятельно, и его мастерская являлась одной из достопримечательностей Рима, куда стремились попасть не только представители европейской аристократии, совершавшие «Grand Tour», но и художники, получавшие в Риме профессиональное художественное образование. Здесь же находилась «школа Батони», созданная по образу других частных римских «академий», где существовал диктат мастерской, но ученикам разрешалось ориентироваться на заказы художественного рынка. В 1741 году Батони удостаивается звания почетного члена римской Академии Святого Луки, становится постоянным членом жюри Климентинского и имени А. Балестры конкурсов, проходивших под эгидой Академии.

Творчество Батони связано с эпохой неоклассицизма второй половины XVIII столетия в Италии. Его имя было синонимом художественной жизни Рима, подобно тому как имя Тьеполо Старшего являлось олицетворением венецианской культуры века Просвещения. Батони работал в исторической картине, портрете, создавал алтарные образы, пробовал силы во фресковой живописи. Современники задумывались о том, что такое стиль Батони, почему ему удалось занять лидирующее положение в Риме и, по словам известного теоретика неоклассицизма И.И. Винкельмана, стать «одним из лучших в мире». Описаниям работ художника и его мастерской на Бокка ди Леоне, ставшей центром встреч представителей просвещенной римской элиты, уделяли большое внимание авторы «итальянских путешествий» и путеводителей по Риму. Все писавшие о нем признавали его первенство в Риме, а И.В. Гёте в статье о художественной жизни Рима задавался вопросом: «В чем же Батони превосходит своих современников».

Помпео Джироламо Батони (1708 1787)

Энциклопедия живописи и графики Художники и их произведения, творческий и жизненный путь, серии и любимые темы

Art-каталог: живопись и графика - Помпео Джироламо Батони (1708 1787)

Комментариев нет:

Отправить комментарий